Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными.
В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла (которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов).
Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок.
*Присадки — это синтетические химические соединения, которые влияют на физические свойства базовых масел или оказывают на них химический эффект.
По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.
По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные и частично синтетические.
Минеральные (можно встретить название нефтяные) - масла производятся из нефти, они содержат много присадок, и довольно быстро теряют свои свойства. Это самый дешевый вариант, хотя и требует частой замены. Данный вид моторного масла рекомендуется применять, если только не подразумевается работа двигателя в тяжелых условиях.
На старых отечественных автомобилях применение «минералки» целесообразно, поскольку она более вязкая, следовательно, не будет подтекать в случае, например, старых изношенных сальников.
Синтетическое масло - производится путем синтеза определенных химических соединений для придания продукту желаемых свойств.
«Синтетика» обладает рядом значительных преимуществ перед «минералкой»:
• большая текучесть позволяет уменьшить трение между деталями, что в итоге приводит к увеличению мощности и снижению расхода топлива;
• низкая температура прокачивания, т.е. двигатель будет исправно и без перегрузок работать при низких температурах;
• высокая температура испарения, т.е. масло не будет чувствительно к нагреву и перегреву;
• химическая стабильность масла – его эксплуатационные характеристики не меняются, поскольку масло в процессе работы двигателя не окисляется и не парафинизируется;
•большой срок службы.
Все эти несомненные достоинства приводят к тому, что синтетические масла в разы дороже минеральных.
Применение «синтетики» оправдано при тяжелых условия эксплуатации (низкие и высокие температуры, большие нагрузки на автомобиль).
Полусинтетические (частично синтетические) и гидрокрекинговые масла - является компромиссом между этими двумя видами моторных масел. Частично синтетическое получают смешиванием качественных минеральных (нефтяных) и синтетических базовых составляющих. В результате будет масло более дешевое, чем полностью синтетическое, и с лучшими эксплуатационными характеристиками, чем минеральное.
Применение «полусинтетики» целесообразно в умеренном климате при умеренных нагрузках. Гидрокрекинг это процесс при котором происходит «выпрямление» углеводородов, путем перегруппировки атомов, что приводит к получению изомеров. Недостаток метода заключается в том, что изомеризация идет и в обратном направлении, поэтому гидрокрекинговое масло получается близким по качеству к «синтетике», но и быстро стареет, теряет свои свойства.
Общие требования к моторным маслам
Моторное масло - это важный элемент конструкции двигателя. Современные моторные масла должны отвечать многим требованиям, главные из которых перечислены ниже:
• высокие моющие способности (обеспечивающие чистоту деталей двигателя)
• высокие термическая и термоокислительная стабильности(позволяют охлаждать поршня, повышать предельный нагрев масла в картере, увеличивать срок замены).
• достаточные противоизносные свойства(обеспечивающие прочность масляной пленки, нужной вязкостью ,способностью химически модифицировать поверхность металла).
• отсутствие коррозионного воздействия на материалы деталей двигателя как в процессе работы, так и при длительных перерывах;
• стойкость к старению, способность противостоять внешним воздействиям с минимальным ухудшением свойств;
• пологость вязкостно-температурной характеристики (обеспечение нормальной работы в экстремальных условиях при высоких нагрузках и различной температуре окружающей среды)
• совместимость с материалами уплотнений.
• высокая стабильность при транспортировании и хранении.
• малая вспениваемость при высокой и низкой температурах;
• малая летучесть, низкий расход на угар (экологичность).
К некоторым маслам (судовым, энергосберегающим и др.) предъявляют особые, дополнительные требования.
Классификация моторных масел
Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств.
Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное), цифру или дробь (указывает класс или классы вязкости), одну или две из первых шести букв алфавита (обозначают уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла*).
*Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами.
Индекс 1 - масла для бензиновых двигателей.
Индекс 2 - дизельным маслам.
Классы вязкости и группы по назначению представлены в таблице
Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85)
Класс вязкости
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре
100°С
-18°С, не более
33
13,8
1250
43
14,1
2600
53
15,6
600
63
15,6
10400
6
5,6-7,0
-
8
7,0-9,3
-
10
9,3-11,5
-
12
11,5-12,5
-
14
12,5-14,5
-
16
14,5-16,3
-
20
16,3-21,9
-
24
21,9-26,1
-
33/8
7,0-9,3
1250
43/6
5,6-7,0
2600
43/10
9,3-11,5
2600
53/10
9,3-11,5
600
53/12
11,5-12,5
600
63/10
9,3-11,5
10400
63/14
12,5-14,5
10400
63/16
14,5-16,3
10400
Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)
Группа
Рекомендуемая область применения
А
Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б
Б1
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2
Малофорсированные дизели
В
В1
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г
Г1
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д
Д1
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
Д2
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е
Е1
Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2.
Е2
Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами
* Примеры маркировки с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблиц. Так, марка М-6З/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4З/8-В2Г1 - моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) - моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения ("цс" означает циркуляционное судовое); аналогично М-14Д (цл20) - моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) - применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.
Взаимозаменяемость отечественных и зарубежных моторных масел.
Для определения взаимозаменяемости моторных масел существуют общепринятые международные классификации, наиболее применяемыми считаются классификации SAE и API.
Классификация моторных масел по вязкости SAE(Society of Automotive Engineers) Американского общества автомобильных инженеров
Вязкость масла – это одна из основных его характеристик. От нее зависит в первую очередь легкость холодного пуска в морозы. Данная спецификация является международным стандартом и применяется повсеместно. Она определяет три рода моторных масел по вязкости: зимнее, летнее и всесезонное.
Летнее масло обозначается просто числом: SAE 20, 30, 40, 50, 60.
Зимний индекс обозначает, до какой минимальной температуры рекомендуется использовать масло. Зимнее масло обозначается литерой «W» и числом перед ней (от англ. «winter» – зима): SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Здесь нужно воспользоваться простой формулой: из зимнего индекса вычитаете 35 и получаете эту самую минимальную температуру. Например, для моторного масла с индексом SAE 10W40 нижний предел температуры -25 градусов. (Это правило справедливо для минерального моторного масла, и неактуально для синтетики).
Всесезонное – это комбинация обозначений летних и зимних видов, например, часто используемые SAE 5W30, SAE 10W-40.
Классификация масел по SAE
Класс по SAE
Низкотемпературная вязкость
Высокотемпературная вязкость
Проворачиваемость
Прокачиваемость*
Вязкость мм2/c, при 100°C
Вязкость**** мПа/с, при 150°С и скорости сдвига 106с-1, не менее
Вязкость мм2/c, при 100°C
Вязкость**** мПа/с, при 150°С и скорости сдвига 106с-1, не менее
0W
3500 при -30°C
6000 при -40°C
3,8
-
-
5W
3500 при -25°C
6000 при -35°C
3,8
-
-
10W
3500 при -20°C
6000 при -30°C
4,1
-
-
15W
3500 при -15°C
6000 при -25&dec;C
5,6
-
-
20W
4500 при -10°C
6000 при -20°C
5,6
-
-
25W
6000 при -5°C
6000 при -15°C
9,3
-
-
20
-
-
5,6
<9,3
2,6
30
-
-
9,3
<12,5
2,9
40
-
-
12,5
<16,3
2,9*a
40
-
-
12,5
<16,3
2,9*b
50
-
-
16,3
<21,9
3,7
60
-
-
21,9
<26,1
3,7
Типичные диапазоны работоспособности наиболее часто используемых зимних, летних и всесезонных моторных масел
Классификация по уровню эксплуатационных свойств и области применения API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти)
Классификация API имеет две категории масел: «S» (service) и «С» (commercial). Для бензиновых двигателей предназначены масла категории «S», а для дизельных, соответственно – категории «C».
* В условных обозначениях на этикетке вы увидите двухбуквенное значение: первой будет «S» или «C», вторая – буква латинского алфавита используется для обозначения качества моторного масла (чем дальше от начала алфавита, тем лучше масло). Устаревшие на сегодня классы масел (SA, SB, SC, SD, SF – для бензиновых и CA, CB, CC, CD – для дизельных) на сегодня встречаются крайне редко, а с маркировкой «A», «B» вообще не производятся. Масла, относящиеся к этим перечисленным классам, обладают относительно низкими эксплуатационными показателями, и выпускались для двигателей, которые были менее требовательны к качеству масла. Нет ничего страшного в том, что вместо масла класса SD или SF вы зальете масло классом выше, например, SG.
Классификация выпускаемых на сегодня моторных масел по API выглядит следующим образом:
Моторные масла для бензиновых двигателей
SE
- класс масел для бензиновых двигателей 1972 - 1980 гг. выпуска
SF
- моющие и противоизносные свойства масел этого класса выше, чем масел класса SE. Соответствуют требованиям для бензиновых двигателей 1981-1988 гг. выпуска.
SG
- масла данного класса обладают ещё более высокими моющими и противоизносными свойствами, лучше защищают от шламообразования и продлевают срок службы двигателя. Соответствуют требованиям большинства производителей двигателей начиная с 1989 г.
SH
- этот класс был введен в 1993 году. Испытания и предельные показатели совпадают с классом SG, но методика проведения испытаний более жесткая.
SJ
- новый класс масел, введенный в 1996 году. Разработан в соответствии с более жесткими требованиями к выбросам и эксплуатационным свойствам новых двигателей.
Моторные масла для дизельных двигателей
CC
- класс масел для двигателей с лёгким турбонаддувом и без него, работающих в умеренных условиях.
CD
- класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, которые требуют от масел высоких противозадирных свойств и предотвращения образования нагара.
CE
- класс масел для дизельных двигателей с сильным турбонаддувом, работающих при исключительно высоких нагрузках.
CF
- класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей.
CF-4
- улучшенный класс масел, заменяющий класс CE.
CF-2
- этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом, но масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей.
CG-4
- класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей тяжёлого транспорта.
CH-4
- класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей тяжёлого транспорта.
Цифры 2 и 4 обозначают, что масло предназначается для двух и четырехтактных двигателей соответственно.
Если на этикетке нанесено сразу обе маркировки (SJ/CH-4), значит масло является универсальным и может применяться как в бензиновых, так и дизельных двигателях.
Рекомендации по подбору масел по вязкости
• при пробеге автомобиля менее 25% от планового ресурса двигателя (новый двигатель) необходимо применять масла классов SAE 5W30 или 10W30 всесезонно;
• при пробеге автомобиля 25-75% от планового ресурса двигателя (технически исправный двигатель) целесообразно применять летом масла классов SAE 10W40, 15W40, зимой 5W30 и 10W30 и всесезонно - SAE 5W40;
• при пробеге автомобиля более 75% от планового ресурса двигателя (старый двигатель) следует применять летом масла классов SAE 15W40 и 20W40, зимой - SAE 5W40 и SAE 10W40, и всесезонно - SAE 5W40
Данные в таблице помогут, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE и АРI, найти его ближайший отечественный аналог.
Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 и классификациям SAE и АРI
Класс вязкости
по ГОСТ 17479.1–85
по SAE
3з
5W
4з
10W
5з
15W
6з
20W
6
20
8
20
10
30
12
30
14
40
16
40
20
50
24
60
3з/8
5W-20
4з/6
10W-20
4з8
10W-20
4з/10
10W-30
5з/10
15W-30
5з/12
15W-30
6з/10
20W-30
6з/14
20W-40
6з/16
20W-40
Группа масла
по ГОСТ 17479.1–85
по АРI
A
SB
Б
SC/CA
Б1
SC
Б2
СА
B
SD/CB
B1
SD
B2
CB
Г
SE/CC
Г1
SE
Г2
СС
Д1
SF
Д2
CD
E1
SG
E2
SF-4
* Эти классы АРI не имеют аналогов в отечественной классификации
SH*
SJ*
CG-4*
*Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии.
Моторные масла производства стран СНГ в целом по качеству значительно уступают зарубежным. Более того, аналогов зарубежным маслам высшего качества вообще не производится
Справочно:
Другие классификации:
Классификация ACEA (Ассоциация Европейских производителей автомобилей) наиболее схожая с API, но более полно характеризует области применения моторных масел и уделяет больше внимания противоизносным свойствам масел.
Классификации ILSAC(Американская ассоциация производителей автомобилей и Японская ассоциация производителей автомобилей) формулирует единые минимальные требования к моторным маслам для 4-тактных бензиновых двигателей.
Классификация CCMC(Комитет производителей автомобилей европейского Общего рынка - ССМС (Committee of Common Market automobil Constructors)) формулирует требования к качеству моторных масел для двигателей европейской сборки. В 1991 г. спецификация была переработана с учетом новых требований по продлению интервалов замены масла и требований по увеличению термической и окислительной стабильности.
JASO DX-1 (проект) - новая спецификация на моторные масла для высоконагруженных дизельных двигателей японских автопроизводителей, включающая процедуры испытаний применяемые в США, Европе и Японии.
Замена масла
Масло в двигателе необходимо менять.
Периодичность замены масла в двигателе зависит от массы факторов:
• Тип двигателя
• Условия эксплуатации (короткие или длинные поездки)
• Климат (время года)
• Агрессивная окружающая среда (пыльность, влага)
• Изношенность двигателя
• Вид используемого масла
• Рекомендации производителя
• и т.д.
*Пробег между заменами может составлять от 2000км до 50000км и более.
Моторные масла, производимые в СНГ (справочная информация)
Моторные масла групп А и Б2
Моторные масла групп А и Б2 предназначены для дизелей старых моделей, работающих на топливах с небольшим содержанием серы. Спрос на моторные масла этих групп сохраняется в большинстве случаев в силу традиции и невысокой цены. За редкими исключениями моторные масла групп А и Б2 могут быть заменены более эффективными маслами группы В2 того же класса вязкости.
Моторное масло МС-20П (ТУ 38.101265-88) получают добавлением многофункциональной присадки к маслу МС-20. Применяют для смазывания судовых, тепловозных и стационарных дизелей типа 12ЧН 18/20, эксплуатируемых на малосернистом топливе.
Моторное масло М-16ПЦ (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит многофункциональную и депрессорную присадки. Применяют для смазывания двигателей типов В-2, Д-6 при работе на малосернистом топливе.
Моторное масло М-14Б (ТУ 38.101264-72) вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей компаундированием дистиллятного и остаточного компонентов с многофункциональной присадкой ВНИИНП-360 и противопенной присадкой ПМС-200А. Применяют в двух- и четырехтактных тепловозных дизелях типов 2Д100, Д-50 и аналогичных им по уровню форсирования маневровых и промышленных тепловозах.
Моторное масло МТЗ-10П (ГОСТ 25770-83) готовят на основе маловязкого дистиллятного компонента с нормированным фракционным составом путем загущения полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок. Применяют преимущественно для зимней эксплуатации транспортных дизелей невысокой степени форсирования.
Моторное масло МТ-16П (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из малосернистых нефтей компаундированием смеси остаточного и дистиллятного компонентов с композицией моющей, антиокислительной, депрессорной и противопенной присадок. С использованием новой, более эффективной композиции присадок уровень эксплуатационных свойств масла МТ-16П превышает требования к маслам группы Б2. Применяют для смазывания транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных по уровню форсирования безнаддувных двигателей.
Характеристики моторных масел групп А и Б2
Показатели
МС-20П
М-14Б
МТЗ-10П
М-16ПЦ
МТ-16П
Вязкость моторного масла кинематическая, мм2/с, при температуре:
100 °С
20
14+0,5
9,5-15,5
15,5-16,5
15,5-16,5
40 °С
-
-
50
-
-
-30 °С
-
-
15000
-
-
Индекс вязкости, не менее
80
85
125
85
85
Коксуемость масла без присадки, %, не более
0,3
0,4
-
-
-
Кислотное число масла без присадки, мг КОН/г, не более
0,05
0,05
-
-
-
Щелочное число, мг КОН/г, не менее
0,9
-
3,5
0,9
4
Зольность моторного масла, % (мас. доля):
Без присадки, не более
0,008
0,005
-
-
-
с присадкой
0,24
1
m1,15*
0,25-0,55
0,6-1,0
Массовая доля механических примесей в моторном масле, %, не более:
Без присадки
Отсутствие
-
-
-
с присадкой
0,01
0,015
0,025
0,015
0,015
Температура, °С:
Вспышки в открытом тигле, не ниже
225 (закрытый тигель)
200
165
230
210
Застывания, не выше
-18
-15
-43
-25
-25
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более
10
8
5
6
5,0**
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более
900
910
900
905
905
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более
-
7
4
7
7
Массовая доля активных элементов в моторном масле, %, не менее:
Кальция
0,08***
-
0,2
-
-
Бария
0,14
-
-
-
-
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более
-
-
-
1
1
Степень чистоты, мг/100 г масла, не более
-
-
-
400
600
Трибологические характеристики при температуре (20+5) °С: показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более
-
-
-
0,45
0,45
Массовая доля серы в масле без присадки, %, не более
-
1,1
-
-
-
* Зольность сульфатная по ГОСТ 12417-94. ** Коррозионность по ГОСТ 20502-75, метод А, вар.II. *** Кальций нормируется, барий не определяется при производстве масла МС-20П с присадкой ВНИИ НП-714 или ее импортными аналогами.
Примечания.
1. Для всех моторных масел массовая доля воды, %, не более - следы.
2. Для моторного масла МС-20П нормируется содержание селективных растворителей в масле без присадки - отсутствие;
для моторного масла М-14Б содержание водорасворимых кислот и щелочей - реакция щелочная, содержание фенола в масле без присадки - отсутствие.
Моторные масла группы В2
Моторные масла группы В2 вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей. Они содержат композиции присадок, придающие этим маслам эксплуатационные свойства, обеспечивающие надежное смазывание безнаддувных автотракторных дизелей старых моделей, а также судовых, тепловозных, стационарных и транспортных дизелей среднего уровня форсирования при работе на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля).
Моторные масла М8В2 (ТУ 38.401-58-37-92) и М10В2 (ГОСТ 8581-78) готовят на основе смесей дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых нефтей. Их применяют для смазывания автотракторных дизелей СМД-14, А-41, Д-50, Д-37М и других зимой (М8В2) и летом (М10В2).
Моторное масло М10В2С (ГОСТ 12337-84) производят преимущественно из малосернистых нефтей путем компаундирования дистиллятного и остаточного компонентов с композицией присадок. Применяют для смазывания главных и вспомогательных дизелей морских и речных судов, дизель-генераторов, а также в циркуляционных системах двухтактных крейцкопфных судовых дизелей. Может быть использовано в автотракторных дизелях наравне с летним моторным маслом М10В2.
Моторное масло М14В2 (ГОСТ 12337-84) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых или малосернистых нефтей, с композицией присадок. Используют для смазывания двух- и четырехтактных тепловозных и судовых дизелей тронкового типа при их эксплуатации на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а также двигателей карьерных автосамосвалов.
Моторное масло М20В2Ф (ГОСТ 12337-84) состоит из остаточного базового масла, получаемого из сернистых нефтей, и специальной композиции присадок без дитиофосфатов цинка. Применяют для смазывания судовых дизелей типов 12ЧН 18/20 и ЧН 16/17, имеющих повышенную степень форсирования или эксплуатируемых с увеличенными сроками замены моторного масла.
Моторные масла М14В2з и М20В2 (ГОСТ 23497-79) вырабатывают с использованием соответственно средневязкого компаундированного и остаточного компонентов. К этим базовым маслам, получаемым из сернистых нефтей, добавлены композиции присадок, выбранные с учетом условий применения масел для смазывания дизелей буровых установок зимой и летом. Масло М14В2з (зимнее) загущено вязкостной присадкой, но не является всесезонным моторным маслом.
Моторное масло М16В2 (ТУ 38.101235-74) состоит из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, получаемых из малосернистых нефтей, и композиции присадок. Предназначено для смазывания главных двигателей речных судов.
Моторное масло М-16ИХП-З (ГОСТ 25770-83) производят из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей. Содержит специфическую композицию присадок. Применяют для смазывания форсированных транспортных дизелей, включая и двигатели с наддувом.
Характеристики моторных масел группы В2
Показатели
М8-В2
М-10В2
М-10В2С
М-14В2
М-20В2Ф
М-16В2
М14В2з
М-20В2
М-16ИХП-З
Вязкость моторного масла кинематическая , мм2/с, при температуре:
100 °С
8+0,5
11+0,5
11-12
13,5-14,5
19-22
16+1
13-15
18-22
15,5-16,5
40 °С, не менее
-
-
-
-
-
-
-
-
160
0 °С, не более
1200
-
-
-
-
-
3000
-
-
Индекс вязкости, не менее
85
85
83
85
90
85
100
90
90
Щелочное число, мг КОН/г,не менее
3,5
3,5
4
4,8
2,8
3,5
3
3,5
4,0**
Зольность сульфатная, % (мас. доля),не более
1,3
1,3
1
1,2
0,65
0,6*
1,3
1,3
1,25**
Массовая доля механических примесей, %, не более
0,015
0,015
0,01
0,02
0,01
0,025
0,015
0,015
0,013
Температура моторного масла, °С:
вспышки в открытом тигле, не ниже
200
205
210
210
230
200
220
235
225
застывания, не выше
-25
-15
-15
-12
-15
-15
-30
-15
-25
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более
10
10
Отсутствие
10
5
Отсутствие
9
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более
1
1
-
-
-
-
-
-
0,5
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более
905
905
900
910
905
-
905
910
905
Термоокислительная стабильность при 250 °С, мин, не менее
50
80
-
-
-
60
55
80
100
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч
30
30
40
50
50
-
-
-
45
Цвет, ед. ЦНТ, не более:
с разбавлением 15:85
4,5
4,5
3,5
4
3,5
-
-
-
6
без разбавления
-
-
-
-
-
6
7,5
7,5
-
Трибологические характеристики моторного масла при температуре (20+5)°С:
индекс задира, кгс
-
-
-
37
336
-
-
-
34
критическая нагрузка, Н, не менее
-
-
-
784
823
-
-
-
-
показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более
-
-
-
0,4
0,32
-
-
-
-
Массовая доля активных элементов в моторном масле, %, не менее:
Кальция
0,08
0,08
0,19
0,15***
0,08
-
0,16
0,08
-
бария
0,18
0,18
-
0,13***
0,07
-
-
0,25
0,6
цинка
0,05
0,05
0,05
0,045
-
-
0,09
0,05
-
Фосфора
0,05
0,05
0,05
0,04
0,03
-
-
-
-
Степень чистоты, мг/100 г масла, не более
500
500
-
600
400
-
-
200
320
Моющий потенциал, %, не менее
-
-
-
-
-
-
35Ф
-
80Ф
* Зольность оксидная по ГОСТ 1461-75 ** С новой композицией присадок щелочное число не менее 3,8 мг КОН/г и зольность не более 1,4 % (мас. доля). *** При производстве моторного масла М-14В2 с присадкой ВНИИ НП-714 или ее импортными аналогами массовая доля кальция не менее 0,23%, а массовая доля бария не нормируется и не определяется
Примечание. Для всех моторных масел массовая доля воды, %, не более - следы.
Моторные масла группы Г2
Моторное масло Г2 вырабатывают из сернистых и малосернистых нефтей. Все масла этой группы содержат значительно больше более эффективных присадок, чем масла группы В2.
Высокая степень легирования моторных масел группы Г2 позволяет применять их в более жестких условиях, где необходима высокая термическая стабильность, лучшие антиокислительные, моюще-диспергирующие, нейтрализующие и противоизносные свойства. Высокооборотные дизели, смазываемые моторными маслами группы Г2, эксплуатируют на дистиллятных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а средне- и малооборотные судовые дизели с большим диаметром цилиндра - до 1,5 % (мас. доля).
Моторные масла М8Г2 и М10Г2 (ГОСТ 8581-78) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок. Используют соответственно для зимней и летней эксплуатации автотракторных дизелей без наддува или с невысоким наддувом. Масло М10Г2 применяют также для смазывания высокооборотных стационарных дизелей и дизель-генераторов.
Моторные масла М8Г2к и М10Г2к (ГОСТ 8581-78) отличаются от масел М8Г2 и М10Г2 только существенно более эффективными композициями присадок, что дает возможность увеличивать сроки замены масла, успешно использовать масла М8Г2к и М10Г2к в современных автомобилях КамАЗ, ЗИЛ, а также автобусах "Икарус".
Моторное масло М14Г2к (ТУ 38.401-58-98-94) имеет тот же состав, что и масла Г2к (ГОСТ 8581-78).
Предназначено для четырехтактных транспортных дизелей. Можно применять вместо масла М10Г2к для летней эксплуатации автотракторных дизелей в регионах с продолжительным и жарким летом.
Моторные масла М8Г2У и М10Г2У (ТУ 38.401-58-21-91) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок, отличающейся существенно повышенными и пролонгированными антиокислительными и моюще-диспергирующими свойствами.
Предназначены для автотракторных и стационарных дизелей, в которых применяют масла М8Г2к и М10Г2к. Переход на масла марки Г2у дает возможность увеличить срок замены масла и элементов фильтров тонкой очистки в 2 раза, сократить расход масла и затраты на техническое обслуживание дизелей, уменьшить вдвое объем отработанных моторных масел, что важно для экологии тех местностей, где нет условий для их утилизации.
В двигателях автомобилей КамАЗ замена моторного масла необходима после пробега 25-30 тыс. км.
Моторные масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ 12337-84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых или малосернистых нефтей, и композиции эффективных присадок.
Предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флота. Масло М-10Г2ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а моторное масло М-16Г2ЦС - для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей с помощью лубрикаторов, когда массовая доля серы в применяемом топливе не более 1,5 %.
Масло М-14Г2ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель-генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46. Моторные масла марки Г2ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей.
Моторные масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС могут использоваться для смазывания ряда судовых механизмов и агрегатов, где необходимы масла соответствующих вязкостей (редукторы, компрессоры, воздуходувки и др.). Отличительная особенность этих моторных масел - очень хорошая влагостойкость, малая эмульгируемость с водой и легкое отделение воды при сепарации.
Моторное масло М14Г2 (ГОСТ 12337-84) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок с особо высокими моющими свойствами. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %.
Моторное масло М20Г2 (ГОСТ 12337-84) состоит из остаточного базового моторного масла и композиции присадок, обеспечивающей надежное смазывание в специфических условиях двухтактных дизелей. Предназначено для эксплуатации судовых и стационарных дизелей типа ДН 23/2?30.
Характеристики моторных масел группы Г2 для автотракторных и транспортных дизелей
Показатели
М-8Г2
М-10Г2
М-8Г2к
М-10Г2к
М-14Г2к
М-8Г2У
М-10Г2У
Вязкость моторного масла кинематическая, мм2/с, при температуре:
100 °С
8,0+0,5
11,0+0,5
8,0+0,5
11,0+0,5
14,0-15,0
8,0-9,0
11,0-12,0
0 °С, не более
1200
-
1200
-
-
-
-
-12 °С, не более
-
-
-
-
-
4000
-
Индекс вязкости, не менее
85
85
95
95
90
95
90
Температура, °С:
Вспышки в открытом тигле, не ниже
200
205
210
220
215
210
225
Застывания, не выше
-25
-15
-30
-18
-25
-30
-15
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более
20
20
Отсутствует
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более
1
1
0,5
0,5
0,5
-
-
Термоокислительная стабильность при 250 °С, мин, не менее
60
90
65
65
-
-
-
Щелочное число, мг КОН/г, не менее
6
6
6
6
6
7,5
7,5
Зольность сульфатная, % (мас. Доля), не более
1,65
1,65
1,15
1,15
1,15
1,35
1,35
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч
35
40
35
50
50
45
55
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более
4,5
5
3
3
4
4
4
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более
905
905
905
900
9 10
905
905
Массовая доля активных элементов в моторном масле, %, не менее:
Кальция
0,15
0,15
0,19
0,19
0,19
0,3
0,3
Бария
0,45
0,45
-
-
-
-
-
Цинка
0,06
0,06
0,05
0,05
0,05
0,1
0,1
Фосфора
0,06
0,06
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
Степень чистоты, мг/100 г, не более
500
500
450
500
-
-
-
Примечание. Для всех моторных масел массовая доля, %, не более: механических примесей - 0,015; воды - следы.
Характеристики моторных масел группы Г2 для судовых, тепловозных и стационарных дизелей
Показатели
М-10Г2ЦС
М-14Г2ЦС
М-16Г2ЦС
М-14Г2
М-20Г2
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с
10,0-11,0
13,5-15,0
15,5-17,0
13,5-14,5
20
Индекс вязкости, не менее
92
92
92
90
85
Щелочное число, мг КОН/г, не менее
9
9
9
8
9
Зольность сульфатная, % (мас. доля), не более
1,5
1,5
1,5
1,3
1,9
Массовая доля механических примесей, %, не более
0,01
0,01
0,01
0,01
0,02
Температура, °С:
вспышки в открытом тигле, не ниже
210
215
210
220
235
застывания, не выше
-10
-10
-10
-12
-15
Степень чистоты, мг/100 г, не более
600
600
600
600
400
Трибологические характеристики моторного масла при температуре (20+5) °С:
индекс задира, кгс
34
34
34
34
37
критическая нагрузка, Н, не менее
823
823
823
823
823
показатель износа при постояной нагрузке 196 Н, мм, не более
0,40
0,4
0,4
0,45
0,35
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более
4
4
4
4
6,5
Плотность при 20°С, кг/м3, не более
910
910
910
905
9 07
Массовая доля активных элементов в моторном масле, %, не менее:
Кальция
0,28
0,28
0,28
0,23
0,36
Цинка
0,045
0,045
0,045
0,045
0,05
Фосфора
0,04
0,04
0,04
0,04
0,05
Вымываемость присадок водой:
снижение щелочного числа, %, не более
10
10
10
-
-
снижение зольности, %, не более
10
10
10
-
-
эмульгируемость с водой, см3, не более
0,3
0,3
0,5
-
-
Примечание. Для всех моторных масел: массовая доля воды - следы; коррозионность на пластинках из свинца - отсутствие; стабильность по индукционному периоду осадкообразования в течение 50 ч - выдерживает.
Моторные масла группы Д2
Моторные масла группы Д2 вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтетических компонентов. В составах моторных масел группы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особо тяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы.
Моторные масла М8ДМ и М10ДМ (ГОСТ 8581-78) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ.
Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).
Моторное масло М-14ДМ (ТУ 38.401-58-22-91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо моторное масло класса вязкости 14 (SАЕ 40).
Моторное масло М-6З/14ДМ (ТУ 38.401-938-92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из сернистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может применяться круглый год в дизелях с наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных моторных масел М-8ДМ и М-10ДМ.
Моторное масло МТ-5З/10Д (ТУ 38.401-58-40-92) готовят путем загущения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придающей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по АРI) и гидравлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственных машин.
Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно-трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин.
Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal).
Моторное масло МТ-4З/8ДС (ТУ 38.401-58-54-92) готовят на основе синтетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное единое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах техники, смазываемых маслом МТ-5З/10Д при умеренных климатических условиях.
Моторное масло М-14ДР (ТУ 38.401-1063-97) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок, придающих маслу повышенную стойкость к старению. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с содержанием серы до 0,5 %. Обеспечивает значительное увеличение пробега без замены масла и увеличение срока службы элементов фильтров тонкой очистки по сравнению с моторными маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС.
Аналогично импортным маслам четвертого поколения.
Моторное масло М-16ДР (ГОСТ 12337-84) отличается от масла М-14ДР только несколько большей вязкостью основы. Предназначено для смазывания судовых двух- и четырехтактных дизелей тронкового типа ДН 23/30, ЧН 26/26 и ЧН 30/38 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %. Обладает повышенной стойкостью к старению.
Моторные масла М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ30 (ГОСТ 12337-84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиций присадок в различной дозировке для получения готового масла с щелочными числами около 20 или 30 мг КОН/г. Предназначены для смазывания среднеоборотных тронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочной системой.
Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 используют при работе на тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,5-3,0 %, масло М-14ДЦЛ30 - при большем содержании серы.
Обладают хорошей влагостойкостью и малой эмульгируемостью с водой, легко отделяют воду при сепарации.
Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами
Характеристики масел группы Д2 для автотракторных дизелей
Показатели
М-8ДМ
М-10ДМ
М-14ДМ
М-6З/14ДМ
МТ-4З/8ДС
МТ-5З/10Д
Вязкость моторного масла кинематическая, мм2/с, при температуре:
100 °С
8,0-8,5
11,4
14,0-15,0
14,0-15,5
7,5-8,5
9,5-11,5
-12 °С, не более
4000
-
-
-
-
-
-18 °С, не более
-
-
-
10400
2600
6000
Вязкость моторного масла динамическая, Па•с, не более, при температуре:
-25 °С
-
-
-
40
-
-
-40 °С
-
-
-
-
22
-
Индекс вязкости, не менее
102
90
90
120
-
115
Массовая доля в моторном масле, %, не более:
механических примесей
0,02
0,025
0,02
0,02
0,02
0,015
воды
Следы
Температура, °С:
вспышки в открытом тигле, не ниже
195
220
230
210
200
200
застывания, не выше
-30
-18
-15
-30
-55
-40
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более
Отсутствие
10
10
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более
0,5
-
-
-
-
-
Щелочное число, мг КОН/г, не менее
8,5
8,2
8
9
7
9
Зольность сульфатная, %, не более
1,5
1,5
1,5
1,6
1,65
1,65
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч
35
60
60
35
25
25
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более
3,5
3,5
-
-
2,5
-
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более
897
905
-
-
-
-
Массовая доля активных элементов в моторном масле, %, не менее:
Кальция
-
0,15
0,35
0,35
0,3
-
Цинка
-
0,04
0,07
0,09
0,1
-
Фосфора
-
-
-
0,08
0,06
-
Трибологические характеристики моторного масла при температуре (20+5) °С:
индекс задира, не менее
-
-
-
-
30
35
критическая нагрузка, Н, не менее
-
-
-
-
784
872
нагрузка сваривания, Н, не менее
-
-
-
-
1646
2195
Моторные масла групп Г1, В и В1
Масла группы Г1 предназначены для использования в форсированных двигателях легковых автомобилей, которые работают на бензинах с октановым числом по исследовательскому методу выше 90. Эти масла содержат высокоэффективные композиции отечественных присадок или пакеты импортных присадок. Их готовят на основе дистиллятных компонентов, загущенных макрополимерными присадками.
Масла групп В и В1 предназначены для двигателей легковых и грузовых автомобилей, работающих на бензине с октановым числом до 80. Их применяют всесезонно. Они содержат композиции отечественных присадок или пакеты импортных присадок, добавляемых к дистиллятным или компаундированным базовым маслам.
Характеристики моторных масел групп Г1, В и В1
Показатели
М-6З/12Г1
М-5З/10Г1
М-4З/6В1
М8В
М-6З/10В
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре:
100 °С
>=12
10-11
5,5-6,5
7,5-8,5
9,5-10,5
0 °С
-
-
-
<=1200
-
-18 °С
<=10400
Не нормируется
1100-2600
Не нормируется
<=9000
-30 °С
-
-
<=11000
-
-
Индекс вязкости, не менее
115
120
125
93
120
Массовая доля, %, не более:
механических примесей
0,015
0,015
0,02
0,015
0,02
воды
Следы
Температура, °С: вспышки в открытом тигле,
не ниже
210
200
165
207
190
застывания, не выше
-30
-38
-42
-125
-30
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более
Отсутствие
Не нормируется
5
10
4
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более
0,5
-
1
-
0,5
Щелочное число, мг КОН/г, не менее
7,5
5
5,5
4,2
5,5
Зольность сульфатная, %, не более
1,3
0,9
1,3
0,95
1,3
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), ч:
15
-
-
Выдерживает
-
-
20
-
Не нор мируется
-
-
-
30
Выдерживает
воды
Следы
Цвет, ед. ЦНТ, не более:
без разбавления
7,5
5
-
-
-
с разбавлением 15:85
-
-
3
3,5
3
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более
900
900
880
905
890
Массовая доля активных элементов, %, не менее:
кальция
0,23
0,2
-
0,16
-
цинка
0,1
0,12
-
0,09
-
фосфора
-
-
-
0,09
-
Вязкость динамическая, мПа•с, не более, при температуре:
-18 °С
-
2300
-
-
-
-15 °С
4500
-
Не нормируется
-
-
Моторное масло М-5з/10Г1 (ГОСТ 10541-78) готовят на базовом масле И-20А. Используют в регионах с низкими температурами зимних месяцев как всесезонное.
Моторное масло М-6з/12Г1 (ГОСТ 10541-78) готовят на основе смеси дистиллятных компонентов различной вязкости с добавлением присадок, обеспечивающих высокие противоизносные свойства.
Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями при температуре воздуха от -20 до +45 °С.
Моторное масло М-4з/6В1 (ГОСТ 10541-78) получают загущением базового масла (веретенное АУ) полиметакрилатной присадкой и добавлением композиции моющих, антиокислительной и противопенной присадок.
Применяют всесезонно в северной климатической зоне и в районах с умеренными климатическими условиями только как зимнее масло. Обеспечивает холодный пуск двигателя при -30 °С.
Моторное масло М-6з/10В (ГОСТ 10541-78) получают на основе высококачественного компаундированного базового масла и эффективной композиции присадок.
Применяют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях и безнаддувных дизелях. Это универсальное масло отличается повышенной работоспособностью. В бензиновых двигателях грузовых автомобилей пробег до замены масла составляет 18 тыс. км, а в дизелях - до 500 моточасов.
Моторное масло М8В (ГОСТ 10541-78) готовят из смеси дистиллятного и остаточного компонентов или дистиллятного компонента узкого фракционного состава с эффективной композицией присадок. Используют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях легковых и грузовых автомобилей с периодичностью замены до 18 тыс. км пробега, а также как зимнее масло для среднефорсированных автотракторных дизелей.